п. Ибреси, 2007 г.
Пояснительная записка.
В нашем современном мире мало покоя и счастья, но много противоречий и отчаянья. На каждом шагу мы сталкиваемся с упадком общества, люди проявляют все большую отчужденность друг от друга.
Современная воспитательная практика объективно актуализирует и обостряет проблему самоуправления. Это одна из вечных проблем воспитания. С ликвидацией детских организаций ученическая среда стала походить на аморфную, самотечную общность детей со слабо различаемыми общественно значимыми интересами и столь же слабыми лидерами.
Воспитательная система обладает свойством саморегуляции. Всякая более или менее разумная человеческая общность неизбежно содержит в себе самоуправленческие аспекты.
Самостоятельность в мыслях, делах и поступках – сложное умение человека, характеризующее уровень его развития. Самостоятельность надо формировать в процессе воспитания и самовоспитания, в школьные годы это удобнее всего делать, включаясь в систему самоуправления.
Важно дать каждому ребенку максимальную возможность позитивно раскрыться в коллективе, найти в себе лучшее, развить свои способности, в т. ч. способности к самоопределению, к самоорганизации, к самореабилитации.
Необходимо помочь подростку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения, не забывая при этом о нравственности и духовности, ибо добро – все, что возвеличивает достоинство человека, зло – все, что уменьшает его.
Нужно помочь подростку воспитать в себе такие вечные добродетели, как:
- гуманизм – любовь к людям, способность любить людей, сострадать им, желать им добра, быть другом, уважать не только себя, но и других;
- достоинство – доброта души человеческой, умение противостоять унижению, стремление к самовоспитанию, к самосовершенствованию, критичность в делах и поступках;
- трудолюбие – авторитет личности, отношение к труду, бережное отношение к труду людей;
- патриотизм – гордость за Родину, где ты родился, любовь к своему народу, уважение к его истории и культуре;
- коллективизм – осознание нужности в коллективе, исполнение долга перед обществом, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
- бережливость – отношение к природе, к ценностям искусства и историческим памятникам культуры, к эстетике труда и быта;
- воля и выносливость – способность осуществлять поставленные цели, осознанность действий, результат здорового образа жизни;
- коммуникабельность – умение быстро находить общий язык с любым человеком.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для саморазвития, самоопределения, самоутверждения подростков в процессе совместной деятельности с взрослыми на основе индивидуального и дифференцированного подходов.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать организаторские способности учащихся, учить управлять и подчиняться;
2. Воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность, предприимчивость;
3. Учить умению отстаивать свои права, права коллектива;
4. Развивать умение делать выбор;
5. Формировать политическую культуру.
ФОРМЫ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ «ЛИДЕР»:
тренинги; тесты; игры; беседы; консультации психолога; практикумы; конкурсы, викторины; создание и решение проблемных ситуаций; конференции; анкетирование; подготовка и проведение КТД.
ИГРЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ ТРЕНИНГОВ:
Игры для выявления лидера – социоадаптивные игры, позволяющие ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Эти игры подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе. Игры для создания команды – служат для формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, для повышения сплоченности в группе, формируют зону общих интересов, поддержку, продуктивную форму социального поведения, умение слушать лидера. Комплексные игры – главное требование: воспроизведение процедур в соответствии с реальной нормативной базой. Результат таких игр: обучение основам самопрезентации и самореализации, выявление лидерства и формирование социального института лидеров организации, развитие навыков самостоятельного принятия решения ответственности, формирование социально-продуктивных форм деятельности, умение организовать самостоятельную деятельность. Игры, нацеленные на проявление внутренней свободы подростка – помогают устранить психо-эмоциональные зажимы, психофизические комплексы, способствуют улучшению коммуникативного навыка, самооценки и самосознания.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Занятия в Школе «Лидер» проходят 2 раз в месяц. Длительность занятий 1 час 30 минут. К проведению занятий привлекаются психологи, педагоги ДДТ, специалисты социальной сферы.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ПОСЕЩЕНИЯ ШКОЛЫ АКТИВА «ЛИДЕР».
Каждый участник Школы «Лидер» должен иметь при себе «Карту посещаемости», в которой он пишет отзыв и свое мнение о занятии, заинтересовавшие его данные, проводит тесты.
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ АКТИВА ДЛЯ ЛИДЕРОВ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Октябрь
- Вводное занятие. Командообразующий тренинг.
Ноябрь
1. Лекция «О вреде курения, алкоголизма и наркомании». Обсуждение лекции.
Декабрь
- Анкетирование по толерантности. Выпуск газеты.
- Молодёжное движение Чувашии. Социально-психологический тренинг: воспитание лидера по В. Шутовой. Занятие 1.
Февраль
- Молодёжное движение Чувашии. Социально-психологический тренинг: воспитание лидера по В. Шутовой. Занятие 2.
- Социально-психологический тренинг: воспитание лидера по В. Шутовой. Занятие 3. Выпуск газеты.
Март
- Социально-психологический тренинг: воспитание лидера по В. Шутовой. Занятие 4. Мастерская хорошего настроения.
- Социально-психологический тренинг: воспитание лидера по В. Шутовой. Занятие 5. Выпуск газеты.
Апрель
- Социально-психологический тренинг: воспитание лидера по В. Шутовой. Занятие 6. Занятие по актёрскому мастерству.
- Социально-психологический тренинг: воспитание лидера по В. Шутовой. Занятие 7. Выпуск газеты.
Май
- Социально-психологический тренинг: воспитание лидера по В. Шутовой. Занятие 8. Занятие по актёрскому мастерству.
- Итоговое занятие. Выпуск газеты