Сценарий театрализованного суда
На заднем плане сцены - плакат «Болезнь века - СПИД» (написан в черно-красных тонах).
Ниже изображён шприц с мутной жидкостью, из иглы капает кровь.
На сцене стол и стулья для секретаря и судьи, скамейка для подсудимых; на столах таблички с надписями для судейской коллегии и подсудимых; микрофон на середине сцены.
Ведущая. Дорогие друзья, гости, учащиеся, коллеги! Сегодня у нас митинг, посвящённый 1-му декабря - Всемирному дню борьбы со СПИДом. В этом году он проходит под девизом «Дети живут в мире, где есть СПИД».
Всемирный день борьбы со СПИДом проводится ежегодно с 1988 г. Сегодня этот день мы отмечаем в нашем училище. Множество людей обеспокоено эпидемией СПИДа, т. к. до сих пор не найдено средство от СПИДа, а значит, никто из нас не защищён от ВИЧ-инфекции. В наших силах сделать этот митинг ещё одним этапом антиспидовской работы среди молодежи. Мы не должны молчать!
Митинг надо рассматривать как очередной шаг, приближающий конец эпидемии. Наше присутствие здесь сегодня - это демонстрация нашей ответственности перед лицом болезни. Только факты: каждый день в мире прибавляется 8,5 тыс. ВИЧ-инфицированных, более 1 тыс. из них — дети, 100 из них — россияне.
Только за 1996 год СПИД унёс 700 тыс. жизней, 350 тыс. из них - дети. С января по 1 октября 1997 года за 9 месяцев зарегистрировано 337 случаев ВИЧ у детей, 40 из них родились от матерей ВИЧ-инфицированных, а 84 ребенка уже умерли. На 1 октября 1997 года в России зарегистрировано 5760 случаев СПИДа, 240 человек погибли. 9 млн. детей на нашей планете лишились родителей, так как те умерли от СПИДа.
Ежегодно около 2 млн. детей и подростков, в основном девочки от 12 до 18 лет, во всем мире вовлекаются в сексуальный бизнес или подвергаются сексуальному насилию, что способствует катастрофическому распространению эпидемии.
По данным НИИ наркологии в России 3/4 всех потребителей наркотиков - подростки и молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, 15% от всех употребляющих наркотики - несовершеннолетние. Наркоманы - это особая зона риска заражения СПИДом.
Везде так начиналось - в США, Индии, Румынии. Сначала растёт число заражений среди взрослых, и следом неотвратимо растёт число инфицированных среди подростков и детей. Но есть нечто, объединяющее нас всех в этом зале: это наше непреодолимое стремление увидеть конец эпидемии, наша общая неумирающая надежда дождаться того дня, когда никто больше не умрёт от этой болезни. Сегодня мы обращаемся с надеждой и предостережением ко всем, кто нас слышит.
Участники митинга занимают свои места. Свидетели и пострадавшие стоят полукругом на сцене, обвиняемые сидят на скамье. (Одежда актеров имеет соответствующие элементы. У судьи - шапочка, у каждого подсудимого накидка определенного цвета: красного, черного, белого).
Секретарь. Встать, суд идет! (Пауза.) Присутствуют обвиняемые: СПИД, Наркомания, Алкоголь; пострадавшие: Парень, Женщина, Девушка; свидетели: Мать и Врач. Пострадавших и свидетелей просим удалиться.
Судья. Заслушивается дело о «Чуме XX века». В связи с эпидемией СПИДа в России, особенно в Северо-Кавказском районе, за 1996 год было зарегистрировано 409 случаев ВИЧ-инфицированных. Это в 2, 3 раза больше, чем за предыдущие годы вместе взятые, а за 4 месяца 1997 года - 506 ВИЧ-инфицированных. 506 ВИЧ-инфицированных - это 506 жизней, брошенных в пустоту по халатности, неосторожности и незнании человеком последствий этой коварной болезни века.
В нашем крае за этот год было выявлено 11 ВИЧ-инфицированных - почти в 3 раза больше, чем за весь период. СПИД грозит обернуться взрывным ростом ВИЧ-инфекций. Не нужно быть великим математиком, чтобы просчитать, к каким последствиям это может привести. Основные проводники СПИДа - это наркомания и алкоголь.
Судья (обращаясь к подсудимым). Подсудимые, признаёте себя виновными? Подсудимые. Нет.
Секретарь. Судебное разбирательство считаем открытым. Слово обвиняемому Алкоголю.
Алкоголь. Странные люди! Меня же выдумали, меня же и судят. А я ведь только сначала горький, а потом все слаще и веселее, проблемы - в сторону, контроль - в сторону, да и дешевле я намного моей соседки-подружки.
Секретарь. Слово обвиняемой Наркомании.
Наркомания. Что там говорить! Не виновата я ни в чём. Не виновата же я, что от меня кайфуют. И вообще я женщина загадочная, кайфовая... Чем чаще ко мне обращаются, тем труднее от меня отделаться. А дальше - больше и больше. В общем, от меня только в мир иной... Чем больше, тем нить меньше... меньше...
Секретарь. Слово обвиняемому СПИДу.
СПИД. Да! Я могуч и коварен. Да! Я хитер и умен, а вы, считающие себя всесильными людьми, беспомощны предо мной. И пока вы научите своих глупых мальчиков и девочек гигиене жизненных отношений, я их половину вычеркну из списка живущих. Я обещаю за пару десятилетий сократить численность молодых людей, а если они, умники, будут вести себя так же, как и раньше, вам не понадобится атомная война. Всё! Я всё сказал!!!
Секретарь. Слово потерпевшим.
Парень. Впервые о СПИДе я узнал, когда умер Фредди Меркьюри. Я смотрел телепередачу, и это меня потрясло. У родителей обнаружил пластинки группы «Квин» и стал их слушать. Группа мне понравилась, ведь до этого зарубежные записи я почти не слушал. Но я со страхом думал о болезни, от которой умер Фредди. СПИД - это приговор к смерти без суда и следствия.
Постепенно ужас перед СПИДом убывал, но я и предположить не мог, что когда-нибудь это коснётся меня.
Все началось в 1996 году. Я стал себя плохо чувствовать, долго не спадала температура. Я сильно похудел, и врачи районной поликлиники не могли понять причины. Что бы они ни делали, температура держалась. После взятия анализов терапевт позвонила ко мне на работу и велела срочно прийти к глазному врачу. Там мне и сообщили страшный диагноз.
Я не вёл беспорядочную половую жизнь. Это было случайное свидание после одного банкета... в общем, не использовал меры предосторожности, и вот результат. Тут начались кошмары, уволили с работы, отвернулись родные и близкие...
Секретарь. Вторая потерпевшая.
Женщина. Я сдавала кровь на анализы во время беременности. Пришла за анализом, а меня к главврачу вызывают и говорят: «У Вас СПИД». Прямо так - без подготовки, без объяснения. И под нос бумагу: «Женщина, распишитесь». А там написано, что я представляю опасность для окружающих и обязана предупреждать своих половых партнеров, что у меня СПИД, иначе буду отвечать в уголовном порядке. Стали спрашивать, с кем была, когда, сколько партнеров было, принимала ли я наркотики. Я отвечала что-то автоматически. Сначала не понимала даже, о чем речь, а поняла - не поверила, а когда поверила - стала молиться. «Господи, говорю, пожалей меня! Ты ведь знаешь: не гулящая я!» Был муж, ребёнок от него. Потом суд, развод. И всего-то один укол дурмана для снятия стресса шприцем, который дал друг. Больше я этим не баловалась. Теперь встретила мужчину, он полюбил меня и моего сына. И вот, когда мы так счастливы...
Пришла домой, думаю, что делать? Хожу по квартире и ловлю себя на мысли, что ищу место, где можно повеситься. Совершенно не в себе была. Хорошо, что домашние не пострадали. Как теперь жить, не знаю...
Секретарь. Третий пострадавший.
Девушка. О своем заражении я узнала, когда мне было 14 лет, то есть три года назад. Вроде и умирать-то рано. Сразу возникла мысль: найти ближайший крючок и повеситься, но я единственная дочь у родителей, поэтому решила, что их надо жалеть.
Как я заразилась? Мне не повезло, лежала в больнице. Это была детская реанимация, и мне поставили подключичный катетер. Этот катетер нужно было промывать каждые три часа раствором гепарина. Как оказалось, промывали все катетеры одним и тем же многоразовым шприцем (одноразовых у них не было). А в катетере, в дырочке, остается венозная кровь, и, когда промывают, её шприцем чуть-чуть подсасывают. Так и заразилась. Через некоторое время после выписки из больницы ко мне подошла школьная медсестра, завела к себе в кабинет и сказала, что там со мной в больнице лежали дети, которые потом умерли. У них нашли СПИД... В общем, надо было провериться... С родителями у меня отношения прежние, в школе - хуже. Я стала замкнутой, ни с кем не дружу. Учеба и дом...
Секретарь. Слово свидетелям.
Мать. Мою младшую дочь Верочку заразили в больнице еще в 1990 году. Нас выписали домой, а через некоторое время было обнаружено заражение.
Всех детей, которые там были, стали разыскивать, проверять, а заодно и их родителей, братьев, сестер. За нами прямо во двор приехала «Скорая помощь» с мигалкой. Вывели нас, как преступников, все соседи сбежались, смотрят. Тогда и слово это прозвучало - СПИД, и уж больше нам жизни там не было.
Через пару дней потребовали, чтобы я забрала ребенка из садика. У меня в тот момент не было сил бороться, и я уступила. Я пыталась работать надомницей. Да много ль наработаешь с двумя детьми, которые ещё часто болеют? Муж мой всего этого не выдержал, запил и через некоторое время попал под сокращение. Живем на детское пособие 260 рублей. Если Вера подходит к песочнице или к качелям, дети разбегаются от неё, если кто не убежал, оттаскивают родители и показывают пальцем на мою дочь. Так длились 7 лет ада. Теперь Верочки нет, а я хочу предупредить родителей, у кого ребенок попал в больницу: будьте рядом.
Секретарь. Слово врачу.
Врач. Я наблюдала Лёшу. Вирус СПИДа нашли у него в Питерских Крестах, куда он попал за мелкое воровство. Но детдомовец, у которого отец умер, мать спилась, не имеющий ни кола, ни двора, не озлобился, а пришёл к убеждению, что всё будет хорошо, если люди будут любить друг друга. Подросток написал такие слова:
Дело не в СПИДе -
Дело в судьбе,
Звезда не блистает звездою тебе.
Ты должен стремиться и духом не пасть,
Ты должен учиться, творить и писать,
Ты должен оставить хоть где-то,
Хоть что-то,
На небе, на море, на грешной земле.
«Верьте, и ваша вера спасёт, делайте добро, чтобы о вас думали только хорошее», - говорил Лёша.
Когда в мою практику пришел СПИД, всё стало по-иному. Я воспринимаю эту болезнь глазами больных, родных и друзей. Я советуюсь с больными, обсуждаю с ними схему лечения, объясняю суть лечения, выслушиваю исповедь и расспрашиваю об их жизни. Для меня не важно, кто мой пациент. Мне всех их жаль, так как они пострадали не только физически, но и морально, чувствуют себя виноватыми и хотят жить.
Но мы и отличаемся от животных тем, что у нас есть разум. И важно не терять его никогда и думать о последствиях. Эта болезнь - итог беспечности, незаживающая рана, страдания близких людей. И мы не должны идти на поводу у СПИДа.
Секретарь. Слово для оглашения приговора имеет судья.
Судья. Суд признал подсудимых - Алкоголь, Наркоманию, СПИД - виновными. В алкогольном угаре гибнет несколько тысяч человек ежегодно, рождаются уродливыми дети, разрушается семейная жизнь, наносится непоправимый ущерб генофонду нации. Широко распространяются венерические заболевания. В два раза хуже последствия от наркомании. Гены-мутанты передают уродливую информацию для будущего поколения, приводят к ранней половой слабости. Велик процент уголовных преступлений, совершённых в состоянии наркотической и алкогольной эйфории.
Уровень распространения заболевания возрастает и принял уже характер эпидемии. 60% больных СПИДом - наркоманы. 20% - алкоголики, ведущие беспорядочный образ жизни, 15% - дети, заражённые в медицинских учреждениях и только 5% - случайно заразившиеся люди.
Секретарь. Предлагаю всем нам, участвующим в сегодняшнем суде, принять обращение к молодежи города.
На сцену выходит учащийся с обращением и зачитывает его.
«Мы, участники митинга ПУ-15 Невинномысска, обращаемся ко всей учащейся молодежи города с предложением поддержать наше начинание провести митинги в своих учебных заведениях, посвящённые 1-му декабря - Всемирному Дню борьбы со СПИДом. Мы поняли и осознали, какая страшная эпидемия расползается по России, подвергая опасности, в первую очередь, наших сверстников. Если от употребления алкоголя, наркотика, от тяги к сомнительным интимным связям можно при желании отказаться навсегда, то однажды случайно попавший в вашу кровь вирус СПИДа ни выкинуть, ни победить, ни забыть нельзя. Об этом надо говорить всем и обсуждать проблему в учебных группах, в кругу друзей и дома. Митинг даёт нам возможность продемонстрировать:
- ответственность каждого из нас перед страшной болезнью СПИД,
- наше стремление увидеть конец эпидемии,
- наше желание знать достоверную информацию о СПИДе,
- иметь гарантии того, что проблемы СПИДа не будут больше игнорироваться.
Сегодня мы обращаемся к вам с надеждой и предостережением.
Мы зажигаем свечи. Это традиция международной антиспидовской организации «Имена». Пусть их крошечные огоньки отразятся в сердцах и умах жителей нашего города, края, России.
Мы первые, но ждем вашей поддержки. Единственный путь беречь себя, своих друзей, родных от страшной болезни - это здоровый образ жизни.
Секретарь. На этом судебное заседание считается закрытым.