На первый взгляд кажется, что самолет - это нечто достаточно сложное и недоступное для обычного человека. На самом деле стать пилотом и летать на самолете, даже своем собственном, не такая уж и сложная и дорогостоящая задача. Речь, конечно, идет о малой или сверхлегкой авиации. К огромной радости российских любителей авиации, законодательство нашей стране вполне толерантно регламентирует деятельность малой авиации. Хотя специалисты и говорят, что летные нормы и правила в России имеют завышенные требования, но все должно познаваться в сравнении. Россия, например, не Новая Зеландия, в которой на СЛА (сверхлегких летательных аппаратах) летают все возрастные группы населения и частота использования частного авиационного транспорта сопоставима с частотой использования личного автомобиля. Хорошо уже то, что в России, в принципе, существует система, разрешающая частные полеты. Соседи из Украины ждали такого права почти 18 лет, получив доступ к выполнению частных полетов всего 2 года назад.
Законодательство разрешает выполнять частные полеты почти над всей территорией России. Исключения составляют полеты над Москвой и рядом правительственных объектов режимного (а чаще всего, секретного) назначения. Для выполнения того или иного рейса необходимо только подать заявку уведомительного (даже не разрешительного) характера, содержащую информацию о месте взлета и посадки, и все, можно лететь. Запретить полет никто не имеет права. Чуть сложнее обстоит ситуация с полетами за пределы России. Тут необходимо делать запрос, собирать определенные документы, получить разрешение на пересечение государственной границы. Формально все не очень сложно. На практике процесс искусственно затягивают и быстрое получение разрешения возможно только при применении древнего российского способа решения любых вопросов с чиновником, а проще говоря, дав взятку. Хотя если есть время и желание можно решить вопрос и законным путем.
Чтобы сесть за штурвал самолета, как и за руль автомобиля, необходимо получить специальные летные права. Летные права, также как и автомобильные, подразделяются на ряд категорий. Одним из основных требований для получения летных прав является минимально необходимый налет с инструктором. Так для получения категории летчика-любителя необходимо налетать не менее 50 часов с инструктором. Для категории коммерческого пилота - не менее 200 часов. Далее идет категория линейных пилотов, работающих на регулярных международных рейсах, для получения которой нужны особые условия. Кроме прохождения обучения и минимального налета потребуется периодическое прохождение подробного медицинского освидетельствования для всех категорий летных прав.
Самолет - не автомобиль, его нельзя остановить во время полета и проверить есть ли у пилота права и к какой категории относится тот или иной рейс. К сожалению, встречаются случаи, когда за штурвал маленького самолета садятся люди, не имеющие никакого летного удостоверения. Самолетом управлять в той или иной степени они, конечно, умеют, но не желая тратить средства на оплату полетов с инструктором, летного удостоверения не получают. В зависимости от типа СЛА час полета стоит до 15 000 рублей и далеко не каждый любитель авиации способен оплатить минимально требуемое количество часов налета. Встречаются случаи, когда пилот поднимает самолет, находясь в нетрезвом состоянии. Частота случаев падения самолетов растет пропорционально популярности и распространенности малой авиации и тут можно в основном надеяться только на сознательность пилотов, которые отвечают не только за свою жизнь, но и за жизнь своих пассажиров и тех, кто находится на земле.
После получения летных прав необходимо приобрести непосредственно летательный аппарат. Какие только СЛА не встречаются у нас в России. Можно купить новый самолет у производителя. Производством малых самолетов как в России, так и зарубежом уже занимается не один десяток компаний. Самолет может быть поставлен в готовом виде или в виде комплекта, из которого по инструкциям по сборке несложно собрать самолет самому. Можно приобрести на вторичном рынке б/у самолет. Наиболее популярными до сих пор считаются самолеты типа АН-2 и АН-3. Некоторые умельцы самостоятельно покупают и изготавливают детали самолетов по стандартным чертежам, а самые талантливые создают самолеты собственной конструкции. Средняя стоимость сверхлегкого летательного аппарата может колебаться от 20 000 до 100 000 долларов США, что соизмеримо со стоимостью хорошего автомобиля. Как и любое транспортное средство, самолет обязан иметь Паспорт транспортного средства, проходить технический осмотр, получить бортовые регистрационные номера. Результатом успешного прохождения всей процедуры будет получения Свидетельства летной годности на СЛА, выдаваемое РосАвиацией. Процедура подтверждения проходит через каждые 50 часов налета.
Самолет должен где то стоять и откуда-то взлетать. Для этого обычно используют небольшие частные аэродромы. В Подмосковье есть ряд таких полос, на которых, кроме непосредственно ВПП и ангара, есть все необходимое для обслуживания самолета и полетов, а также для размещения и отдыха людей. Малая авиация не прихотлива в требованиях к взлетно-посадочным полосам и, зачастую, в качестве ВПП может быть использован любой ровный участок земли с достаточной для взлета или посадки длиной. Однако оборудованный аэродром гораздо удобнее, данные о нем заносятся в государственный реестр корпорации по организации воздушного движения, что позволяет без проблем указывать его как отправную или конечную точку при подаче информации о маршруте. Месячная оплата за стоянку самолета обойдется примерно в 3 000 рублей, а взлет или посадка около 500.
Отдельно стоит упомянуть о том, что выполнение полетов в частных целях и оказание с помощью малой авиации коммерческих услуг не одно и тоже. Занятие коммерческой деятельностью требует получения категории коммерческого пилота и воздушное судно также должно быть зарегистрировано как коммерческое. Но этого довольно часто не делают. Сельхоз работы по орошению полей, прогулочные полеты, услуги авиатакси - все эти виды работ зачастую выполняются пилотами, которые имеют свидетельства летчика-любителя и по закону не имеют права заниматься подобной деятельностью. Проблема в том, что требования, предъявляемые к коммерческим самолетам гораздо выше и жестче, чем к частным. Обеспечение всех условий с коммерческой точки зрения делает подобный бизнес очень не выгодным экономически. Вот бизнесмены от малой авиации и идут в тень, нарушая действующее законодательство. Однако, хочется верить, что малая авиация России находится только в начале пути и подобные несоответствия будут со временем ликвидированы.