У людей, не знакомых с авиацией, существует ряд заблуждений по поводу того, как организован процесс полетов с точки зрения правил воздушного движения, необходимости подачи заявок на полеты и т.д. Естественно, здесь будут рассмотрены только самые основы, да еще и в упрощенном виде.
Для начала, нужно понимать, что нет специальных отдельных правил для «малой» и «большой» авиации. И это логично – ведь нет отдельных правил дорожного движения для грузовиков, и отдельных – для легковых машин. Естественно, есть свои нюансы, учитывающие особенности различных типов ВС, но в целом все они летают по одним и тем же правилам, как грузовики и легковушки ездят по одним и тем же дорогам, руководствуются одинаковыми дорожными знаками и сигналами светофоров.
Тем не менее, в авиации действительно есть два набора правил полетов, в корне отличающихся по процедурам друг от друга, но зависят они не от размера и типа ВС, а от того, какой тип полетов осуществляется. Эти два набора правил называются «Правила визуальных полетов» (ПВП) и «Правила полетов по приборам» (ППП).
Полеты по ПВП (или VFR – Visual Flight Rules) могут применяются тогда, когда погода по маршруту полета лучше определенных параметров (в первую очередь важны видимость и облачность) и полет выполняется в нижнем воздушном пространстве (классы ВП C и G – о классах ВП можно почитать здесь). Кроме того, есть некоторые дополнительные ограничения (например, максимальная скорость ВС и т.д.). Принцип ПВП заложен в самом его понятии – ВС пилотируется, в первую очередь, просто визуально – по линии естественного горизонта, навигация осуществляется, в основном, по наземным ориентирам без использования специальных средств навигации, и расхождение с другими ВС происходит за счет того, что пилот вертит головой во все стороны и должен замечать другие ВС поблизости, чтобы избежать столкновения с ними. Это может показаться сложным и опасным, однако процентов 90% всех полетов «малой» авиации проходит именно по ПВП, а летать по таким правилам в большинстве случаев проще и безопаснее, чем водить автомобиль, особенно в плотном движении. В большинстве случаев, для полетов по ПВП подавать флайт-план (или заявку) не требуется, и маршрут полета можно менять достаточно произвольно (но придерживаясь определенных правил – не залетая в запретные зоны, получая разрешение диспетчера на пересечение ВП класса C и т.д.). Для многих это может оказаться новостью, но при полетах ПВП в воздушном пространстве C не требуется даже радиосвязь с диспетчером. Так как ПВП базируется именно на понятии «визуальные», то залетать в метеоусловия, не позволяющие осуществлять визуальное пилотирование (облака, плотный туман и снегопад) категорически запрещено.
Полеты по ППП (или IFR – Instrument Flight Rules) намного более строго регламентированы. Во первых, для ППП необходимо предварительно подать план полета и получить диспетчерское разрешение на использование ВП. В плане полета будет указан точный маршрут, высота, скорость и некоторые другие параметры. Так как полет по ПВП может проходить в условиях, исключающих возможность визуального пилотирования и навигации, то предъявляются определенные требования к приборному оборудованию ВС. ППП практически всегда проходит под диспетчерским управлением, строго по указанному в плане полета маршруту, любые отклонения от него возможны только с разрешения диспетчера, или при возникновении аварийной ситуации.