«Потребительские права в цифровую эпоху» («Consumer Rights in the Digital Age»), под таким девизом проводится Всемирный день защиты прав потребителей в 2017 году.
В настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.
По экспертным оценкам Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ), объём онлайн – продаж в Российской Федерации в 2015 году вырос на 7% к уровню 2014 года, составив 760 млрд. руб. (при этом доля трансграничной торговли в этом объеме составила 29%).
При дистанционном способе покупка товара происходит через Интернет, по почте, по телефону, не предполагая прямого контакта между покупателем и продавцом.
Основными причинами возрастающей популярности Интернет-рынка являются: возможность выбора более широкого ассортимента товара, быстрота сбора и обработки заказов, различные способов доставки и оплаты товара.
Наиболее частые нарушения Правил продажи товаров дистанционным способом, допускаемые владельцами Интернет-сайтов, это - ложная информация о наличии товара на складе, игнорирование заказа, увеличение цены товара при подтверждении заказа, некомплектность товара, задержка его доставки, доставка товара в неоговоренное время и передача другим лицам, доставка не того товара и отказ от возврата.
За нарушение правил дистанционной продажи предусмотрена административная ответственность.
В республике создана система защиты прав потребителей. В нее вошли Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (далее - Управление), Минэкономразвития Чувашии, органы местного самоуправления, общественные организации. Координирующую роль осуществляет Управление.
Чувашская Республика в 2016г. вошла в десятку рейтинга по уровню защищённости интересов потребителей органами государственной власти и заняла седьмую позицию среди 85 субъектов Российской Федерации, на 22 пункта улучшив свою позицию по сравнению с 2014 годом.
Чувашская Республика среди субъектов Российской Федерации в 2016г. заняла первое место по итогам проведенных мероприятий в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, связанных с вопросами питания.
Одним из мероприятий с междунарудным участием в Чувашской Республике было X заседание Консультативного совета по защите прав потребителей государств-участников СНГ, которое прошло в городе Чебоксары 15 июня 2016 года.
В рамках повестки Консультативного совета был обсужден вопрос: «Национальный опыт и практика организации и осуществления надзора, связанные с реализацией товаров посредством использования сети «Интернет».
В 2016 году Управлением проведено 566 проверок в области защиты прав потребителей. Составлено 815 протоколов об административном правонарушении.
В 2016 году при осуществлении надзора в области защиты прав потребителей наложено штрафов на общую сумму 7445,8 тыс. руб.
Для защиты нарушенных прав потребителей подано в суд 33 исковых заявления, из них 24 – в защиту неопределенного круга потребителей, 9 – в защиту конкретного потребителя.
Дано 121 заключений в судах по делам в целях защиты прав потребителей.
По итогам судебной защиты в пользу потребителей присуждено 8,4 млн. рублей, в том числе 269 тыс. рублей - компенсация морального вреда.
По исковым заявлениям потребителей на нарушения при продаже товаров дистанционным способом Управлением дано 2 заключения в суд, которые удовлетворены. В пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 288,7 тыс. рублей.
В средствах массовой информации по вопросам защиты прав потребителей организовано 2117 выступлений (2015 - 731).
В 2016г. Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на защиту их прав.
На портале имеются следующие модули:
- справочник потребителя;
- советы по здоровому питанию;
- нормативные правовые акты;
- информационно - аналитические материалы;
- органы и организации в сфере защиты прав потребителей;
- результаты проверок;
- продукция, не соответствующая обязательным требованиям;
- судебная практика;
- новости.
Ознакомиться с размещенной на портале информацией можно по ссылке: http://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Всего в 2016 году Управлением в ГИС ЗПП размещено 437 материалов.
На региональном уровне взаимодействие Управления с органами местного самоуправления и общественными объединениями осуществляется через заседания Консультативного совета по защите прав потребителей при Управлении.
С целью повышения взаимодействия и координации совместных действий с участием органов власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в 2016г. состоялось 2 заседания Консультативного совета по защите прав потребителей по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов,продажи товаров дистанционным способом.
На территории Чувашской Республики действует подпрограмма «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике» (далее – Подпрограмма) государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 сентября 2011 г. № 398. Действует программа до 2020г.
Данная Подпрограмма направлена на повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги.
Ответственным исполнителем данной подпрограммы является Минэкономразвития Чувашии.
При поддержке Минэкономразвития Чувашии в 2016г. в Республиканском бизнес-инкубаторе проведен семинар - совещание с представителями администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.
На территории Чувашской Республики в 25 муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики функции по защите прав потребителей возложены на специалистов отделов экономики, а также отделов экономики, сельского хозяйства, земельных отношений в муниципальных районных центрах.
В структуре администрации г. Чебоксары работает отдел предпринимательства и защиты прав потребителей при управлении по развитию потребительского рынка и предпринимательства.
Численность сотрудников указанных подразделений, занимающихся защитой прав потребителей, составляет 38человек.
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Прием жалоб потребителей осуществляется, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
В 2016 году администрациями муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики рассмотрено 866 жалоб потребителей, по результатам рассмотрения которых даны разъяснения 852 потребителям. В досудебном порядке удовлетворено 770 требований потребителей.
С целью информирования населения по вопросам защиты прав потребителей проведено 5 семинаров, дано 449 консультаций, в средствах массовой информации размещено более 500 публикаций.
Администрация города Чебоксары традиционно принимает участие в проведении информационных кампаний к Дню защиты прав потребителей. Согласно утвержденному плану мероприятий организованы тематические встречи со студентами на базе профильных вузов, просветительские мероприятия, нацеленные на правовое просвещение и оказание помощи гражданам, потребителям услуг дистанционной торговли, связи и Интернет, а также «круглый стол» и «горячая линия».
В Чувашской Республике зарегистрировано 27 общественных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов потребителей.
Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" предоставлено право общественным объединениям потребителей (их ассоциации, союзы), в том числе:
- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
- осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей;
- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг);
- распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав.
В 2016 году общественными объединениями потребителей дано более 800 консультаций, составлено 166 исковых заявлений.
Судами в пользу потребителей принято 113 судебных решений, присуждено 9 млн. 403 тыс. рублей.
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии и эксперты Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Чувашской Республике» в честь празднования Всемирного дня прав потребителей проведут Всероссийский день открытых дверей для потребителей.
15 марта 2017 года с 9:00 до 18:00 в Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии будет проходить прием граждан по адресу: г. Чебоксары, Московский пр., 3Д. Запись по тел: +7 (8352) 58-17-13.
Личные консультации также можно будет получить и в территориальных отделах Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии по адресам:
- с. Батырево пр. Ленина, д. 13, тел. 8 (8353) 25-03-45;
- г. Канаш, ул. Чкалова, д. 2 по тел. 8 (8353) 32-24-49;
- г. Цивильск, ул. Николаева, д. 4, тел. 8 (8354) 52-13-30;
- г. Шумерля, ул. Щербакова, д. 9, , тел. 8 (8353) 62-29-15;
- г. Новочебоксарск, ул. Строителей, д. 56 а, тел. 8 (8352) 78-44-19.
Также консультационную помощь граждане республики могут получить и в рабочие дни с 9.00 до 18.00 (обед 12.00 - 12.45) по телефону горячей линии: 58-27-27.
В Управление создана Общественная приемная, куда граждане могут обратиться лично с интересующими их вопросами. График работы Общественной приемной: пн.-чт. с 13.00-16.00, пт. 10.00-13.00.
В форме электронного документа граждане могут подать обращения через официальный сайт Управления http://21.rospotrebnadzor.ru/, в разделе «Прием обращений граждан».
На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Чувашской Республике» и его филиалов осуществляют деятельность консультационный центр и его пункты, которые оказывают консультационную помощь гражданам, в следующей форме:
- консультации по вопросам защиты прав потребителей;
- оказание консультационной помощи по составлению документов, способствующих защите прав потребителей;
- ознакомление с нормативно-методической документацией в области обеспечения защиты прав потребителей;
- ознакомление с судебной практикой в сфере защиты прав потребителей.
За получением консультационной помощи граждане могут обратиться в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Чувашской Республике» по адресу: город Чебоксары, улица Гладкова, дом 17, тел.: 56-46-66 и филиалы центра:
1. г. Новочебоксарск, ул. Строителей, д. 56А, тел.: 8 (835) 78-23-44;
2. г. Цивильск, ул. Николаева, д. 4, тел.: 8 (835-45) 2-11-21;
3. с. Батырево, пр. Ленина, д. 13, тел.: 8 (835-32) 6-20-86;
4. г. Шумерля, ул. Щербакова, д. 9, тел.: 8(835-36) 2-94-92;
5. Канашский район, c. Шихазаны, ул. Гагарина, д. 27, тел.: 8 (835-33) 4-94-08;
6. Вурнарский район, пос. Вурнары, ул. Ж. Илюкина, д. 15, тел.: 8(835-37) 2-53-07.
В здании Управления и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Чувашской Республике» установлен информационный терминал для потребителей с актуальной информацией по финансовым услугам.
По каждому виду финансовых услуг информация предоставляется как в текстовом виде, так в видео режиме.