I. Совершенствование процесса патриотического воспитания
Патриотическое воспитание является систематической и целенаправленной деятельностью органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В целом по совершенствованию процесса патриотического воспитания граждан в Ибресинском районе проведена определенная работа. В образовательных учреждениях района широко организованы мероприятия творческого, интеллектуального, гражданского, спортивного характера по формированию и учащихся нравственных чувств и духовной чистоты. Вечера-встречи с участниками Великой Отечественной войны, боевых действий и солдатскими вдовами стали традиционными. В период призыва молодёжи на военную службу они постоянные гости: выступают воспоминаниями, дают уроки мужества, участвуют на Дне призывника. С их непосредственным участием прошли районный слёт юных патриотов, фестиваль детских общественных организаций.
Самодеятельное художественное творчество выдвинуто также на первый план. Организованы выставки рисунков, фестиваль патриотической песни, акция «Мы – граждане России».
Патриотическое воспитание направлено на осуществление комплексного подхода к делу воспитания и управление данного процесса «возложено» в основном на отдел образования и молодёжной политики администрации района, районный военный комиссариат, отдел внутренних дел.
Приоритетные направления работы по патриотическому воспитанию, определенных на 2006 год:
- формирование патриотических чувств и сознания населения района на основе исторических ценностей;
- воспитание личности гражданина-патриота России, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Организаторы по патриотическому воспитанию
- заместители директоров школ по воспитательной работе, старшие вожатые, учителя ОБЖ, физической культуры – повышают свои знания и навыки на районных и республиканских семинарах, на занятиях учителей районного методического объединения.
Мероприятия, посвященные Дням воинской славы России, организовываются по распоряжению главы района, составлении плана работы и утверждением оргкомитета. На высоком организационно-политическом уровне прошли мероприятия, связанные с Днём Победы, с Днём народного единства, с Днём разгрома немецко-фашистских войск под Москвой и т.д.
В течение 2006 года проведены: юнармейские игры «Зарница» и «Орленок», пятидневные учебные сборы с обучающимися 10 классов.
Система патриотического воспитания объединяет деятельность органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодёжных, общественных организаций в решении комплекса проблем патриотического воспитания на основе Программы.
II. Совершенствование нормативно- правовой базы
патриотического воспитания
В течение отчетного периода разработаны и утверждены нормативно-правовые документы:
- «О проведении призыва граждан на военную службу весной 2006 года» (постановление главы района № 125 от 09.03.2006 г.);
- «О проведении призыва граждан на военную службу осенью 2006 года» (постановление главы района № 477 от 04.09.2006 г.);
- «Об итогах подготовки специалистов для Вооруженных Сил РФ в 2005 – 2006 учебном году и задачах по их подготовке в 2006-2007 учебном году» (постановление главы района № 478 от 04.09.2006 г.);
- «Об организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в 2006-2007 учебном году (постановление главы района № 542 от 21.09.2006 г.);
В районе функционируют 15 музеев. Действуют они по положению об общественных музеях.
III. Развитие научно-теоретических и методических основ
патриотического воспитания
Проблемы патриотического воспитания обсуждаются в средствах массовой информации, на различных форумах с привлечением руководителей органов исполнительной власти, представителей культуры и искусства, педагогов, ветеранов войны и труда, представителей военного комиссариата района.
Передовой опыт работы в области патриотического воспитания обобщаются на страницах районной газеты «За Победу» и на семинарах-совещаниях руководителей учреждений образования и их заместителей. На сегодня успешно действуют подростковые клубы спортивно-оздоровительного направления «Патриот» при Малокармалинской СОШ и «Школьный городок» при Буинской СОШ, «Азамат» при Большеабакасинской СОШ, «Надеждино» при Новочурашевской СОШ. Их члены принимают активное участие на республиканских мероприятиях.
Координация всей деятельности патриотического воспитания осуществляется отделом образования и молодёжной политики администрации Ибресинского района.
IV. Координация деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания
Ежегодно в районе проводится месячник оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества, в ходе которого организуются в школах и в Домах культуры читательские конференции, фестивали патриотической песни, показ тематических фильмов и т.д.
Ежегодно 23 февраля и 9 мая во всех организациях, учреждениях проводятся торжественные мероприятия. Главная задача в эти дни – поздравить всех ветеранов ВОВ, трудового фронта с праздником. Это выступления коллективов художественной самодеятельности, вручение подарков, изготовленных руками учащихся. Важными мероприятиями месячника – это также работа по приведению в образцовый порядок памятников и обелисков в честь воинов, погибших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
Встречи с ветеранами ВОВ и воинами-интернационалистами всегда интересны. Их живое слово доходчиво и обладает огромным эмоциональным воздействием. Ветераны рассказывают не только о ярких и интересных эпизодах, но в первую очередь обращают внимание на то, какое значение имеют физическая подготовка, умение ориентироваться в сложной ситуации.
Постоянными формами внеклассной и внешкольной воспитательной работы являются тематические вечера и читательские конференции с привлечением широких кругов педагогического коллектива и учащихся. Цели этих вечеров и конференций – подвести учащихся к более глубокому осмысливанию важнейших событий страны, помочь расширить исторический кругозор, развить чувство патриотизма, чувство долга и ответственности за порученное дело.
V. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания
Музей играет большую роль в патриотическом воспитании учащихся. Участие учеников в сборе и обработке материалов, создании экспозиции музея – всё это становится той повседневной работой, во время которой мальчики и девочки постигают на собственном опыте исследования непреходящую значимость истории Отечества. В школьных музеях ребята сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творчества, коллективного труда. Школьные музеи, уголки боевой и трудовой славы решают задачи воспитания патриотизма, гражданственности, высоких нравственных качеств. Такие музеи призваны морально готовить молодёжь к защите Отечества, восприятию её как священного долга.
В 13 школах района действуют музеи. Богаты многообразием и большим материалом экспонатов музеи следующих школ: Малокармалинской СОШ, Большеабакасинской СОШ, Нововыслинской СОШ, Новочурашевской СОШ, Липовской СОШ, Хормалинской СОШ.
В течение нескольких лет шло оформление альбома «Наши добрые дела».
Систематически в районных средствах массовой информации освещаются мероприятия, посвященные вопросам патриотического воспитания.
VI. Деятельность органов государственной власти по использованию
Государственных символов России в патриотическом воспитании.
Государственные символы Российской Федерации и Чувашской Республики систематически изучаются на уроках истории, основы правовых знаний, чувашского языка и литературы, музыки.
Во всех учреждениях образования района на видном месте в коридорах, актовых залах, кабинетах истории, чувашского языка и литературы вывешены государственные символы Российской Федерации и Чувашской Республики. Государственные флаги Российской Федерации и Чувашской Республики поднимаются во время официальных церемоний и патриотических мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях района.
VII. Общий объём финансовых средств из местного бюджета составил – 22 870 рублей.
Предложения:
- в средних общеобразовательных школах возобновить учебный предмет «Начальная военная подготовка»;
- разработать методические материалы в области патриотического воспитания;
- организовать в школах республики встречи с уроженцами Чувашии, участниками ВОВ и войны в Афганистане.