Программа развития ученического коллектива
Общение на почве увлечения – важное средство организации коллективной деятельности, сплочения детей.
Цель: 1. Научить школьника решать общие задачи со сверстниками.
2. Создать условия для неформального общения.
3. Формировать и развивать человеческие качества: отношения, умения, взаимодействия.
Задачи: 1. Содействовать формированию благоприятного эмоционально – психологического и нравственного климата в классном коллективе.
2. Апробировать новые формы внеклассной работы в жизнедеятельности классного сообщества.
3. Формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе игрового взаимодействия.
4. Создать детскую общественную организацию в целях развития ученического коллектива и самоуправления.
Этапы развития взаимоотношений личности и коллектива.
1 этап. (5 класс). Предъявление требований ученикам как членам школьного коллектива со стороны классного руководителя.
Выдвижение перспектив:
-
Борьба за утверждение класса как передового в соревнованиях с другими.
-
Создание обстановки дружбы и сплоченности.
-
Достижение предметных или общественно-значимых результатов.
-
Совместная деятельность за пределами школы на пользу общества.
Предполагаемый результат:
-
Образование актива класса.
-
Пробуждение общественного мнения.
-
Повышение требовательности коллектива к личности.
-
Переживание общности цели, стремление осуществить ее вместе.
2 этап (6-8 классы). Сделать актив класса авторитетным руководителем и организатором учащихся, способным выступать с собственной инициативой.
Действия классного руководителя:
-
Предъявление к активу высоких требований, подчеркивая его ответственность за дела коллектива.
-
Утверждение авторитета актива среди ребят.
-
Оказание методической помощи активистам: а) основы коллективисткой работы; б) способы решения организаторских задач; в) овладение этикой взаимных отношений.
Предполагаемый результат:
-
Проявление общественного мнения: общность нравственных оценок и суждений, принимаемых всеми или большинством.
-
Развитие критики и самокритики.
-
Постепенное создание положительных традиций.
-
Усложнение общественно-полезных дел.
3 этап (9-11 классы). Совершенствование внутриколлективных отношений, рост активности каждого его члена.
Ярко проявляется требовательность к себе и товарищам.
Действия классного руководителя:
-
Разнообразные, гибкие действия.
-
Увеличение скрытых форм воздействия на коллектив через группы и отдельные личности.
-
Работа с активом.
Предполагаемый результат:
-
Установление общего дружелюбного тона.
-
Проявление внимания друг к другу, готовность прийти на помощь товарищу.
-
Исчезновение соперничества и ревнивого отношения к другим коллективам.
-
Исчезновение почвы для вражды, конфликтов, для чрезмерной популярности одних и изолированности других.
-
Защищенное положение каждому члену коллектива.
При создании коллектива следует опираться на программу изучения коллектива.
Программа изучения коллектива.
-
Состав класса и его общая характеристика.
-
Сплоченность класса.
-
Организованность класса.
-
Общественное мнение в классе.
-
Характер товарищеских связей в коллективе.
-
Актив класса.
-
Связь классного коллектива с общешкольным.
Все поставленные задачи решаются с помощью различных форм деятельности, которые отражаются в плане воспитательной работы.