В мордовском селе Малые Кармалы, что в Ибресинском районе, впервые отмеченному в 1984 году Дню знаний особую торжественность придало открытие памятника знаменитому земляку, выдающемуся ученому просветителю М.Е. Евсевьеву.
Макар Евсевьевич родился в этом селении в многодетной крестьянской семье 18 (31) января 1864 года. Отец его, Евсевий Тихонович Кабаев, занимался земледелием и пчеловодством. Мать, Ирина Петровна, была родом из села Атрать Алатырского уезда.
«Помню с детства, - вспоминал впоследствии Макар Евсевьевич, - когда во время праздников в нашем доме собирались гости, дедушка приказывал, чтобы его все три снохи подносили гостям пиво и пели перед ними мордовские песни. Мать при этом всегда была «вайгелен ветиця» - ведущая мотив песни».
Ирина Петровна, действительно, любила народные песни, легенды, сказки. Любовь к народному творчеству в семье Кабаевых передавалась от взрослых к детям и, конечно же, Макару. Рос он здоровым и смыленным мальчиком, с младших лет приобщался к труду. Школы в Малых Кармалах тогда не было, и пришлось ему учиться в соседнем селе Шерауты. Там в 1876 году окончил начальное народное училище. Фамилию ему записали Евсевьев. Учитель советовал ему продолжить образование, но у отца было другое намерение – иметь рядом хорошего помощника. Деревенские дети в ту пору, как правило, мало учились.
Когда Макару исполнилось 14 лет, Ирина Петровна, несмотря на протесты родственников, благословила его в дальнюю дорогу, учиться. Видно, чуяло материнское сердце. что сын непременно найдет в науке свое призвание.
С холщевой котомкой за плечами, в лаптях пешком он добрался до станции Буинск и оттуда отправился в Казань. Там его приняли в учительскую инородческую семинарию на казенный счет. Он успешно освоил весь теоретический курс семинарских наук. Изучил в совершенстве не только мордовский, но и русский, чувашский, татарский языки, знал также греческий и латынь.
Как одаренного выпускника, в 1883 году Евсевьева оставили учителем начальной школы при семинарии. С того времени началась его научно-педагогическая деятельность. «Он обнаружил бескорыстное усердие и способность к переводческому делу, - писал о Евсевьеве ученый-востоковед Н. И. Ильминский,— с успехом занимается и научными работами по этнографии мордвы».
Евсевьев не забывал родные края, особенно Малые Кармалы, где в 1884 году начал записывать со слов матери свадебные причитания. В летнее время он добирался до самых отдаленных и глухих мордовских селений, где собирал языковой, фольклорный и этнографический материал. Случалось, что его преследовали местные урядники и другие представители царской власти. Но он не боялся трудностей. В результате кропотливой работы получилась великолепная книга «Мордовская свадьба». Автор посвятил ее памяти дорогой и незабвенной матери - Ирины Петровны. В последующие годы написал первые учебники для эрзянских и мокшанских школ.
Макар Евсевьевич был прекрасным учителем. Глубоко восприняв демократические идеи И. Н. Ульянова и других известных русских педагогов-новаторов, он настойчиво преодолевал недостатки в существующей системе народного образования, отстаивал необходимость обучения в школах на родном языке, проявлял заботу о женском образовании. Являясь в течение шести лет заведующим учебными мастерскими семинарии, воспитывал у учеников любовь к труду. Обаяние его личности оказывало на них благотворное влияние.
«М. Е. Евсевьев меня учил в течение четырех лет, - рассказывал бывший учитель П. И. Бурмистров – Он был энергичный, интересующийся жизнью мордвы, заботился о просвещении своего народа. Это была его мечта – вывести мордву из темноты».
Во имя этой великой цели Макар Евсевьевич постоянно пополнял свои знания. Готовился к экзамену на звание учителя уездного училища, вольнослушателем окончил Казанский университет.
Участвуя в этнографических экспедициях в Казанской, Нижегородской, Симбирской и других губерниях, он серьезно изучал быт и культуру не только мордвы, но и других народов.
28 января 1912 года Евсевьев стал членом-сотрудником Русского географического общества. Он уже являлся внештатным научным сотрудником Петербургского русского этнографического музея. 9 февраля 1914 года его избрали действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Сотрудничал в журнале «Живая страница», где, в частности, была опубликована его статья «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии». Его этнографические материалы были отмечены в 1892 году серебряной, а в 1916-м – малой золотой медалями Русского географического общества. О присуждении этих наград Макару Евсевьевичу свидетельствуют сохранившиеся письма, подписанные известными географами П.П. Семеновым-Тян-Шанским и Ю.М. Шокальским. К тому времени Евсевьев получил чин коллежского советника и ордена св. Станислава и св. Анны 3-й степени.
Имя талантливого мордовского ученого стало известно не только в научных кругах России, но и за ее пределами. Представленный им альбом фотоснимков, сделанных в мордовских, марийских, татарских, удмуртских, чувашских деревнях, был удостоен золотой медали Парижской международной выставки. В течении многих лет он поддерживал связь с финскими ученными.
Наиболее плодотворный характер деятельность М.Е. Евсевьева обрела после Октябрьской революции. Будучи профессором, он преподавал в ряде высших учебных заведений и внес большой вклад в подготовку национальных кадров. Его справедливо называют учителем мордовских учителей. Заметно было участие Макара Евсевьевича в общественной жизни, в работе советских и научных организаций. С мандатом внештатного инструктора мордовского подотдела Наркомнаца не раз он приезжал в Чувашию. Во время такой инспекции в 1921 году на территории Чувашской автономной области численность мордовского населения, проживавшего в восьми селениях, составляла 6342 человека. В культурном отношении население было отсталым. Большое число детей школьного возраста, особенно девочек, не училось. Евсевьев отметил, что «литературы на мордовском языке не имеется никакой, да и читать на родном языке здешняя мордва не умеет, так как в школах обучаются на русском языке, а в некоторых – Большом Батыреве, Трехбалтаеве и Балабаш-Нурусове - даже на чувашском». Над подобной проблемой нелишне было бы подумать и в настоящее время, ибо иные события в жизни повторяются.
Евсевьев, как известно, был в дружбе с известным тюркологом и основателем современного научного чувашского языкознания Н. И. Ашмариным и чувашским просветителем И. Я. Яковлевым. У него имелось много добрых знакомых среди чувашских крестьян.
«Однажды зимой, - писал его односельчанин, один из первых мордовских литераторов П. С. Лухов,- - на санях ехали с ним из Малых Кармалов на железнодорожную станцию Ибреси. Было очень морозно. В чувашской деревне Сосновка (Хыркасы) заехали к знакомому Макара Евсевьевича погреться. Был праздничный день. Нас встретили радушно. Посадили за стол, стали угощать пивом. «Пей, пей! Коли выпьешь, поцелую», - угощала хозяйка Евсевьева. Согрелись мы хорошо и поехали дальше. «Как не выпьешь после такого ласкового приема»,— смеялся Макар Евсевьевич».
М. Е. Евсевьев много сделал для укрепления братской дружбы народов Поволжья. Значительна его роль в развитии русско-мордовских культурных связей.
Ученый приложил немало стараний, чтобы о его народе знали как можно больше людей. В Центральном государственном; архиве Мордовской ССР хранится красочно оформленный Диплом первой степени, датированный 20 октября 1923 года, который Главвыставком 1-й сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки СССР присудил «ученому мордвину М. Е. Евсевьеву за единственное и замечательное по своей полноте собрание предметов быта мордвы, исчерпывающее всю сумму сведений по жизни, обычаям и материальной культуре мордовского населения России (эрзи, мокши и терюхан)». Свою богатейшую коллекцию Макар Евсевьевич демонстрировал на многих выставках.
Труд его был поистине подвижническим. Он участвовал в работе Центрального мордовского бюро Наркомпроса РСФСР и мордовской секции Центриздата СССР, занимался организацией периодических изданий на мордовском языке, редактировал первый номер газеты «Якстере теште» (Красная звезда). Он также являлся членом Комитета по изучению языковых и этнических культур народов СССР. Вышли из печати его книги «Эрзянь морот» (Эрзянские песни), «Эрзянь евкст» (Эрзянские сказки), «Основы мордовской грамматики». Длительный период он работал над «Эрзянско-русским словарем», но завершить полностью его не успел. Ему удалось осуществить целостный подход к изучению мородовских языков. М.Е. Евсевьева с полным правом считают создателем мордовской письменности. У него много учеников и последователей., успешно продолжающих его дело.
Велики научные заслуги Макара Евсевьевича. Перечисление их заняло бы много места. В отзывах о неутомимой его деятельности отмечалось, что он заслуживал присвоения высокого звания Героя Труда. 9 июля 1930 года исполком Мордовской автономной области принял решение об установлении ученому персональной пенсии, обеспечении его квартирой в Москве и создании условй для дальнейшей работы. Макар Евсевьевич был человеком одиноким, удивительно добрым и скромным, жил в одной комнате, не имея даже возможности разложить свои материалы.
М.Е. Евсевьев трудился, не жалея себя, и подорвал здоровье. Он умер скоропостижно 10 (по другим данным 11) мая 1931 года и похоронен на Арском кладбище в Казани, рядом с видным ученым-математиком Н.И. Лобачевским.
Мордовский народ глубоко чтит память своего первого просветителя. Его имя присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке и улице в городе Саранске. В столице Мордовии, в монументально-скульптурном комплексе, установлен бюст Макара Евсевьевича, в республиканском краеведческом музее имеются его портреты, фотографии, личные вещи. Издано пятитомное собрание его трудов.
В Малых Кармалах, на его родине, есть улица им. М.Е. Евсевьева. В средней школе собраны документы, книги, фотографии, воспоминания, освещающие его славный, насыщенный делами жизненный путь. Чувства благодарности земляков хорошо передают слова стихотворения одного из зачинателей мордовской советской литературы – П.С. Кириллова:
…. Со всем талантом,
И не жалея сил в труде,
Как бриллиант за бриллиантом,
Как зерна бисера, - везде
Ты собирал за словом слово,
Грамматику для нас писал.
Поэт, ученый – век наш новый
Ты чутким сердцем прозревал.
В.И. Кудрявин